Технологические пузыри предсказуемы, и то, что они лопаются, не всегда плохо
В последние месяцы все больше технологических аналитиков и экспертов
заговаривают о близкой кончине очередного мыльного пузыря — в данном
случае речь идет о Web 2.0. Но если вы думаете, что я буду спорить с их
доводами, то глубоко заблуждаетесь.
Нет никакого сомнения: очередной мыльный пузырь скоро лопнет.
С чего же начинается формирование пузыря? В самом начале всё
определяет технология. И движущей силой здесь являются изобретатели.
Главные участники этой фазы процесса наделены блестящими
технологическими умами, но абсолютно не разбираются в маркетинге. И их
прорывные идеи привлекают внимание только людей с аналогичными
технологическими наклонностями.
На следующей фазе в игру вступают прогрессивные предприниматели. Они
понимают технологию и в то же время настолько искушены в маркетинге и
организации продаж, что могут создавать продукты, которые действительно
нужны людям. И именно они инициируют ажиотажную шумиху вокруг новой
технологии.
В результате между технологией и маркетингом устанавливается
равновесие. На этом этапе эволюции технологического пузыря нередко
создаются самые значительные, самые лучшие и самые живучие решения.
К сожалению, на той же стадии начинают активизироваться люди с чисто
маркетинговыми навыками, не имеющие никакого понятия о технологиях. Вы
прекрасно знаете такую породу “предпринимателей”. Это продавцы
воздушных замков, способные благодаря подвешенному языку убедить всех —
от венчурных капиталистов до прессы и широкой публики — в том, что они
предлагают самую важную и самую современную вещь на свете.
И уж неважно, что их продукт не приносит никакой пользы, не
позволяет реально делать деньги или просто является плохим вариантом
другого, уже существующего решения. Эти игроки столь искушены в рекламе
самих себя и своих предложений, что на какое-то время способны создать
абсурдный по своим масштабам ажиотаж.
Но на самом деле эти люди продают просто массу нагретого воздуха. А
вам известно, что происходит с пузырями, когда они переполняются
горячим газом. Они лопаются.
Тем не менее лопнувший пузырь — не всегда плохо. Для исходных
технологий это станет чем-то вроде очищения. Когда уйдет лишний воздух
и все утрясется, технология сможет вернуться к выполнению своих
изначально задуманных функций. В конце концов несмотря на крах ранних
доткомов, современная электронная коммерция чувствует себя очень
неплохо.
Так что следите за эволюцией технологических пузырей и избегайте
соблазнов раздутой рекламы. И помните: прямо сейчас где-то трудится
технологически смышленый, но слабый в рыночных делах изобретатель,
вдувающий первые порции воздуха в будущий технологический пузырь.